  


                                                         [image: image1.png]MexayHapogssi (oK FauMTH
‘cB0boasl cnosa




СВОБОДА СМИ В КАЗАХСТАНЕ 

в сентябре 2012 года

Общая ситуация

Министр культуры и информации РК Дархан Мынбай сообщил, что правительство намерено принять предупредительные меры по недопущению распространения слухов при различных чрезвычайных ситуациях. По его словам, информирование населения через СМИ о возникновении кризисных ситуаций будет проходить следующим образом: «До населения доводится только официально подтвержденная информация, предоставляемая уполномоченным органом по ЧС. Данная информация распространяется через республиканские СМИ, прежде всего государственные, а также передается в региональные СМИ».

Право СМИ на свободу слова и творчества

30 августа на сайте двух газет, «Алтын орда» и «Туран», издающихся в г. Атырау, были опубликованы заявления редакционных коллективов о невозможности работать из-за давления со стороны учредителей. По словам авторов заявления, учредители «требуют публикации статей, сеющих социальную рознь в обществе», а именно – публикации анонимных «открытых писем»  в поддержку экс-акима Атырауской области Бергея Рыскалиева. В ответ на давление главные редакторы и коллективы изданий написали заявления об увольнении. 

1 сентября с уволившимися журналистами встретился начальник управления внутренней политики Атырауской области Эльдар Жумагазиев. Он дал понять, что «Алтын орда» и «Туран» закроются, и сообщил, что у коллективов есть возможность перейти в областные государственные газеты «Атырау» и «Прикаспийская коммуна». Журналисты готовы принять это предложение, но опасаются, что это временная мера, и их скоро сократят, так как штаты государственных изданий и без них полностью укомплектованы.

В конце сентября около 60 сотрудников телеканала «Алматы» написали заявления об увольнении с 1 октября 2012 года. Основная причина массового увольнения — вмешательство пресс-службы акимата Алматы в творческий процесс и редакционную политику канала. К примеру, без объяснения причин с эфира снимались безобидные сюжеты про аварию на теплотрассе или газопроводе; за сюжет о плюсах и минусах Таможенного союза для Казахстана, в котором прозвучало мнение Петра Своика, автор сюжета Ильзат Акчурин был вызван в акимат Алматы, где пресс-секретарь акима Сергей Куянов потребовал от журналиста написать объяснительную. Также пресс-секретарь потребовал «на ковер» редактора за сюжет о владельце особняка, поставившем шлагбаум на общей территории и берущем плату за проезд.  Кроме того, по словам одного из уволившихся журналистов, с приходом нового редактора Байзака Асылбекова, их материалы не выходят в эфир: «Он диктует — то нельзя, это нельзя». 

Пресс-секретарь акима г. Алматы Сергей Куянов, комментируя возникшую ситуацию, заявил, что скандал на телеканале срежиссирован бывшими заместителями генерального директора ТК «Алматы» Кайратом Балтабаем и Сериком Сарыбаевым, которых он в середине сентября попросил написать заявления об увольнении как не справившихся со своими задачами. По поводу вмешательства в работу телеканала, С. Куянов сказал, что так акимат является 100-процентным акционером телеканала, госзаказ на 100% акиматовский, поэтому определять информационную политику «Алматы» - его прямая служебная обязанность.

Судебные преследования журналистов

Уголовные преследования:

- по обвинению в клевете и оскорблении - 2

1) 4 сентября Карасайский районный суд Алматинской области судья вынес оправдательный приговор по ст. 130, ч.2 «Оскорбление» в отношении журналиста Айны Касабаевой.  Частный обвинитель Елубай Байтугелов обвинил журналиста в оскорблении и клевете в связи с публикацией статей  статьи «Ақиқатты айқындайтын жол қайда?» («Где дорога, ведущая к истине?) и «Тағдырдың тәлкегінің хикаялары» («История превратностей судьбы»), опубликованные в республиканской газете «Тарлан» соответственно 25 марта и 26 мая 2011 года. В публикациях речь шла о проблемах семьи Е. Байтугелова. Судебный процесс по обвинению А. Касабаевой в клевете продолжается.

2) 21 сентября Петропавловский городской суд (Северный Казахстан) возбудил уголовное производство по обвинению редактора информационного агентства «Казах-Зерно» Сергея Букатова и собственника агентства Мансура Расулова в клевете (ст. 129 УК РК). Частный обвинитель - акционерное общество «Ак Бидай-Терминал». Поводом послужили 9 статей, опубликованных на сайте www.kazakh-zerno.kz  с 1 ноября 2011 г. по 9 апреля 2012 г. В них рассказывается о проблемах, с которыми сталкиваются зернотрейдеры при отправке зерна на экспорт морским путем через порт Актау. Также «Ак Бидай-Терминал» заявил моральный вред в размере 100 млн. тенге, которые потребовал взыскать с информационного агентства (ИА), собственника ИА - ТОО «Казах-Зерно» и С. Букатова.

Зафиксировано 7 гражданско-правовых требований к СМИ и журналистам.

1) Инспектор дорожно-патрульной службы отдела общественной безопасности  № 2 ДВД Карагандинской области Данат Тлеуленов обратился в суд № 2 Казыбекбийского района г. Караганды с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к газете «Вечерняя Караганда» и корреспонденту Ма​хаб​бат Енсебаевой. Поводом послужила статья «Гаишники становятся звездами интернета» («Вечерняя Караганда», 27.06.2012 г.). В ней рассказывалось о случае, связанном с действиями инспектора Даната Тлеуленова, которые члены «Общества содействия автомобилистам» сочли неправомерными. Ответчиками по иску выступают также руководитель Общества содействия автомобилистам Руслан Лазута, выложивший видеоролик о нарушении прав водителей на YouTube, и участник инцидента с полицейским — водитель Тарас Помазай. Истец потребовал обязать ответчиков опубликовать опровержение порочащих сведений и взыскать с них 1 млн. тенге в возмещение морального вреда.  

       Суд оставил заявление Тлеуленова без рассмотрения в связи с несоблюдением процедуры досудебного урегулирования спора. 

2) В Ауэзовском районном суде г. Алматы началось рассмотрение гражданского дела по иску Валерия Каро-Мадэ к собственнику газеты «Сentral Asia Monitor», журналисту издания Сауле  Исабаевой, а также к Сарыму Букейханову  и Зауытбеку Куралбаевую, которые давали интервью газете. Поводом для иска послужила статья «Долгое эхо Желтоксана» («Сentral Asia Monitor», 06.01.2012 г.) о 25-летней тяжбе бывшего преподавателя архитектурно-строительного института В. Каро-Мадэ с бывшим ректором этого же учебного заведения. Истец требует опровержения недостоверных порочащих сведений и взыскания морального вреда в размере 5 млн. тг. со всех ответчиков в солидарном порядке.

3) Западно-Казахстанский областной суд принял к рассмотрению апелляционную жалобу на решение суда г. Уральска по иску начальника управления внутренней политики области Тлеккабыла Имашева, согласно которому ответчики — ТОО «Журналистская инициатива» и журналист «Уральской недели» Лукпан Ахмедьяров должны выплатить Имашеву 5 млн. тенге в качестве компенсации ущерба деловой репутации и принести ему публичные извинения. 

4) Заместитель акима Теректинского района Западно-Казахстанской области Абзал Бралиев обратился в суд № 2 г. Уральска с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к журналисту Лукпану Ахмедьярову и газете «Уральская неделя». Поводом для иска послужила статья  «История повторяется дважды» («Уральская неделя», 27.07.2012 г.), в которой сообщалось о том, что выживший свидетель убийства известного спортсмена Оралбека Кужагельдина, произошедшего 13 лет назад, опознал трех участников того преступления среди нынешних госслужащих области. А. Бралиев просит суд обязать ответчиков опубликовать опровержение и взыскать с редакции и журналиста в солидарном порядке 10 млн. тенге в счет возмещения морального вреда. 

5) В суде г. Уральска продолжается слушание по иску сотрудника Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Западно-Казахстанской области Армана Кожахметова. Ответчики по иску — газета «Уральская неделя» и журналист издания Лукпан Ахмедьяров. Поводом послужила публикация «История повторяется дважды» («Уральская неделя», 27.07.2012 г.).  А. Кожахметов потребовал официальных извинений и возмещения морального вреда в размере 3 млн. тенге. 

6) Госучреждение (ГУ) «Департамент Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий по Костанайской области» обратилось в Костанайский городской суд с иском к бывшему начальнику  производственно-технического отдела «Костанайская теплоэнергетическая компания» Александру Плеханову и к изданию «Наша Газета». Истец требует обязать Плеханова дать опровержение недостоверных порочащих сведений, распространенных в статье «Пока тариф — священная корова» («Наша Газета», 15.03.2012 г.). Кроме этого, ГУ требует взыскать с А. Плеханова 2 млн. тенге в возмещение морального вреда, нанесенного юридическому лицу. Слушание по иску назначено на 8 октября. 

7) 29 сентября Жетысуский районный суд Алматы вынес решение по иску предпринимателя Алиджана Ибрагимова к газете «Время» и журналисту Геннадию Бендицкому. Согласно решению суда, ответчики должны будут выплатить предпринимателю 200 тысяч тенге солидарно. Поводом для судебного разбирательства послужила статья «Аттракцион неслыханной жадности» («Время», 24.05.2012 г.). В публикации говорится о том, что олигарх самовольно захватил участок земли общественного пользования в ущелье Бутаковка в окрестностях Алматы, вследствие чего живущая по соседству семья чабанов оказалась фактически отрезанной от внешнего мира. Сумма иска составляла 100 млн. тенге. 

Всего с января 2012 года СМИ и журналистам предъявлены 15 обвинений в уголовном порядке, 75 претензий и исков на сумму 4 млрд. 305  млн. 950 тысяч тенге.

В январе-августе 2012 года было зафиксировано 190 случаев отказа и ограничений в предоставлении общественно значимой информации.

